Грузовики для украинской армии
Главная роль в системе военной автомобильной техники всех армий отводится многоцелевым колесным машинам. Помимо того, что они перевозят личный состав и различные грузы, буксируют грузовые прицепы, грузовики также выступают в качестве базы для артиллерийских тягачей, топливозаправщиков, радиолокационных станций, пунктов управления.
Сегодня основу автомобильного парка армии Украины составляет технически устаревшая автомобильная техника марок КрАЗ, Урал, ЗИЛ, ГАЗ, КамАЗ, МАЗ, УАЗ различных модификаций, разработана 40-50 лет назад. В армии есть незаполненные ниши не только больших грузовиков, но и легкий, и средних. Все эти автомобили, за исключением КрАЗов, созданные за пределами страны – в России и Белоруссии.
Военные действия на востоке Украины продемонстрировали и еще раз акцентировали внимание на том, что в условиях, когда практически 95% унаследованного автопарка ВС Украины является устаревшим, нужно принимать кардинальные действия, направленные не только на восстановление, но и на замену техники на новые образцы вооружения.
Тактические грузовики в Украине
На сегодня в Украине выпускаются тактические грузовики с колесной конфигурацией 4x4, 6x6 и 8x8, которые имеют грузоподъемность от 5 до 20 т. На их основе, в основном, и создается обновленный парк специальных и специализированных автомобилей.
Автомобиль КрАЗ-6322 Солдат
В 2008-м году на вооружение украинской армии был принят автомобиль КрАЗ-6322 «Солдат» 6x6 грузоподъемностью 12 т. С 2011-го года на службу в вооруженные силы начал поступать КрАЗ-5233ВЕ «Спецназ» 4x4 грузоподъемностью в 6 т. При государственных испытаниях перед принятием вездеходов на вооружение в различных погодных и дорожных условиях Украины было проверено, что автомобили уверенно работают при температурах от -50 до +50°С, на высоте до 5000 м над уровнем моря, проезжают через водные преграды глубиной до 1,5 м, снежный покров до 0,6 м.
Автомобиль КрАЗ-5233ВЕ
Предназначение автомобиля КрАЗ-5233ВЕ – оперативная доставка личного состава воинских частей, подразделений спецназначения и миротворческих сил ООН, транспортировка груза, буксировка артиллерийских систем максимального калибра 152 мм, прицепов по дорогам и бездорожью. В модели «Спецназ» предусмотрена система централизованной подкачки шин, которая обеспечивает высокую проходимость. По желанию заказчика, в автомобиль может быть реализовано как левостороннее, так и правостороннее рулевое управление, а также локальное бронирование. База КрАЗ-5233ВЕ уже используется для различных надстроек военного и специального назначения в ВС и МЧС Украины.
В марте 2008 года Министерству обороны были переданы первые 15 грузовиков КрАЗ-6322 «Солдат». В 2014 году 50 грузовиков были заказаны для пограничной службы Украины, 27 сентября того же года первые 8 из заказанных КрАЗ-6322 «Солдат» были переданы пограничной службе.
За последние два года ассортимент машин ОАО «Авто-КрАЗ» значительно расширился, в том числе, за счет углубления сотрудничества с эмиратской-канадской компанией STREIT Group.
Автомобиль КрАЗ-5233НЕ Shrek-APC
17 февраля 2015 на вооружение Нацгвардии были поставлены новые КрАЗ-5233НЕ Shrek-APC. Это 18-тонный полноприводный бронеавтомобиль, оснащенный дизельным двигателем. Он создан для перевозки бойцов специальных подразделений. Shrek-APC имеет второй уровень баллистической защиты. Бронирование транспорта реализовано таким образом, что на пути пули, выпущенной под любым углом к поверхности автомобиля, в любом случае станут элементы брони. Таким образом, возможность прострела от рикошета также минимизируется. Для лобового стекла применено многослойное стекло с внутренним поликарбонатным слоем.
Бронеавтомобили поступили в Нацгвардию на передовую – в боевые подразделения, полк «Азов», батальон им. Кульчицкого, Харьковскую оперативную бригаду.
Во время выставки IDEX-2015 в Абу-Даби ПАО «АвтоКрАЗ» и Streit Group также представили еще свои две машины – Feona 6х6 и Hurricane 8х8, они соответствуют стандарту MRAP.
Бронеавтомобиль Feona (Фиона)
Бронеавтомобиль Feona («Фиона») – более совершенная модель KrAZ-MPV Shrek One, построенная на шасси КрАЗ-6322 (6х6).
Это грузовик с классической для кременчугских машин капотной компоновкой. Автомобиль отличается прочным бронекорпусом, имеющим V-образное днище и баллистическую защиту уровня 2 стандарта Stanag 4569. В машине Feona предусмотрен современный турбодизель Cummins мощностью 380 л. с. и автоматическая 6-ступенчатая коробка передач Allison. Общая длина машины составляет 7,4 метра. Кроме того Feona может оснащаться двигателям Caterpillar и ЯМЗ-238Д.
Бронеавтомобиль KrAZ-Hurricane
KrAZ-Hurricane – бронеавтомобиль с V-образным днищем, с колесной формулой 8х8, который разработан на базе КрАЗ-7634НЕ.
Hurricane также оснащается двигателем Cummins ISME 385, с объемом 10,8 л. и мощностью 380 л. с., с коробкой передач Allison. Общая длина машины составляет 9,3 метра
Бронирование соответствует уровню 2 STANAG 4569. HURRICANE способен перевозить 10 десантников и 2 члена экипажа
Позже в августе 2015 трехосная бронированная машина КрАЗ Feona была представлена широкой общественности при праздновании 70-летия Кременчугского автозавода.
Однако Feona и Hurricane не приняты на вооружение украинской армии.
В последнее время на внутренний рынок военной техники врывается корпорация «Богдан Моторс», которая предлагает отечественным военным широкий спектр грузовых автомобилей, изготовленных в кооперации с белорусским «МАЗ» и корейской корпорацией Hyundai.
Богдан (МАЗ) 5316
На начало 2016-гогода корпорацией «Богдан» было заключено соглашение с Минским автомобильным заводом (Беларусь), которое предусматривает производство на мощностях корпорации в Черкассах грузовых автомобилей двойного назначения из белорусских и украинских комплектующих. В рамках договора планировался выпуск автомобилей под маркой «Богдан» (МАЗ): 5316 – колесная формула 4х4, 6317 – колесная формула 6х6, и со временем – седельного тягача 6425 – колесная формула 6х6. Для производства грузовиков могли задействовать Кременчугский колесный завод, производителей шин «Росава» (Белая Церковь) и аккумуляторов «Иста» (Днепропетровск).
Накануне Дня независимости Украины Президентом Украины Петром Порошенко были торжественно переданы в ВСУ 141 единиц военной техники. 73 единицы предоставили компании, которые входят в состав концерна «Укроборонпром». Порядка 70 машин составили грузовики Богдан (МАЗ) и КрАЗ. Всего, исходя из имеющейся информации, для войск планируется закупка 120-ти грузовиков Богдан (МАЗ). При этом нет никакой информации о том, проходили ли эти машины государственные испытания и приняты ли они на вооружение.
В июле 2016 стало известно, что для украинской армии определена замена машинам УАЗ, ГАЗ-66 и ЗИЛ-131. Военной комиссией была оглашена рекомендация Министерству обороны о рассмотрении вопроса принятия на вооружение полноприводных грузовиков Hyundai HD65, Hyundai HD120, которые выпускает корпорация «Богдан», а также легковой машины Great Wall Wingle 5.
По сообщению пресс-службы «Богдана», с целью проверки характеристик полноприводных грузовых автомобилей Hyundai, компания передала их в зону АТО, где они больше, чем полтора года проходили испытания в действующей военной части. Техника испытывалась в реальных боевых условиях. Контрольный пробег составил 20 тыс. км для Hyundai HD65 и 60 тыс. км для Hyundai HD120. По результатам испытаний машинам Hyundai военными была поставлена высокая оценка. Именно по результатам этого тестирования, военная комиссия и рекомендовала Министерству обороны провести рассмотрение вопроса принятия на вооружение этих грузовиков.
Известно, что на 2016 год предусмотрена закупка 120 армейских автомобилей Богдан (МАЗ) -6317, Богдан (МАЗ) -5316 и Богдан (МАЗ) -6425. При этом бронирование машин осуществляется по договоренности «Богдан-Моторс» и киевской компании «Практика».
В общем, сегодня наблюдается неплохая тенденция, направленная на создание в Украине широкого спектра грузовиков отечественного производства с колесной формулой 4Х4, 6Х6 и 8Х8, которые в целом могут закрыть разноплановые потребности военных, которых насчитывается несколько тысяч единиц грузовых автомобилей. Однако остается ряд острых вопросов, связанных с унификацией этой техники, удобством в сервисном и послепродажном обслуживании, обеспеченностью соответствующим количеством запасных частей, а также доступной стоимостью.
Другой момент – это чтобы способности отечественных производителей соответствовали с тем объемом потребностей, которые на сегодня есть в армии, а сам процесс замены устаревших машин происходил как можно быстро и максимально прозрачно. При этом следует понимать, что вооруженным силам нужны не любые грузовики, а те, которые соответствуют их требованиям.